Спортивно — исторический клуб

Подпись:
Яндекс.Погода
Князь 
Владимир
Загнутый угол: О выходе новых статей смотрите объявления на нашем сайте
Вертикальный свиток: Спортивно — исторический клуб «Князь Владимир» объявляет набор в секцию рукопашного боя. Взрослые и детские группы, для детей — с 1-го класса. О местах проведения занятий смотрите здесь. Задать интересующие вопросы и узнать дополнительную информацию можно по телефонам:
8(920)911-61-55
8(904)034-80-61
или по электронной почте:
knayz-vladimir@narod.ru 
knayz-vladimir@yandex.ru

 

Психофизиологические состояния в рукопашном бою

 

Действия на уровне обыденного сознания

 

     Важность психологической подготовки показали исследования, проведенные во время войны в Чечне. Вот данные, приведенные кандидатом психологических наук подполковником И.Н. Панариным: "Одно из подразделений, направлявшихся в январе 1995 года в Чечню, предварительно обследовали специалисты-медики. Они распределили всех его бойцов на четыре условные группы по степени психофизической готовности к боевым действиям: абсолютно готовы, совсем не готовы, и где-то между крайними значениями. Волею случая это подразделение (свыше 100 человек) оказалось в эпицентре боёв в Грозном. Через месяц выяснилось, что в строю осталось менее четверти военнослужащих. Три четверти были убиты, ранены или заболели. Самое потрясающее то, что практически все, кто уцелел, входили в первую группу "абсолютно готовых к боям". В данной связи автор справедливо указал на необходимость соответствующей подготовки солдат".

 

Сегодня военные учёные называют поразительную цифру: на 65 процентов боеспособность частей зависит от психофизического состояния солдата и только 35 процентов приходится на обеспеченность техникой и другие факторы. Всё вышесказанное показывает принципиальную важность психологической подготовки человека к бою.

 

Основная цель психологической подготовки - это борьба со страхом и обеспечение человеку доступа к резервным возможностям организма. Методы подготовки включают в себя, как работу на уровне обыденного сознания, так и использование особых режимов функционирования психики. Рассмотрим всё по порядку.

 

Психологическая подготовка человека всегда начинается с работы на сознательном уровне (обыденный режим работы психики), основная её задача - борьба со страхом. Решается она двумя путями: воспитанием и обучением. Воспитанием развиваются волевые качества человека. Вот, что об их роли сказал в беседе с одним из своих друзей генерал Скобелев, обожаемый войсками именно за свою храбрость: "Нет людей, которые не боялись бы смерти, а, если тебе кто скажет, что не боится, плюнь тому в глаза, он лжёт. И я точно так же не меньше других боюсь смерти. Но есть люди, кои имеют достаточно силы воли этого не показать, тогда, как другие не могут удержаться и бегут пред страхом смерти. Я имею силу воли не показывать, что я боюсь, но зато внутренняя борьба страшная, и она ежеминутно отражается на сердце".

 

Главным инструментом воспитания является среда, в которой живет человек, и с которой он себя идентифицирует. Трудно ожидать волевых качеств от юноши, выросшего в чрезмерно мягких условиях. Но, и он может стать настоящим солдатом, в хорошем воинском коллективе. Важнейшим упражнением для развития волевых качеств является преодоление трудностей. Это могут быть трудности солдатской жизни и учёбы, занятия рукопашным боем со спаррингами и соревнованиями, прыжки с парашютом, сложные походы и т.д. и т.п.

 

Чтобы еще раз показать значение воли в действиях солдата приведём отрывок из произведения П.Н. Краснова "Душа армии. Очерки военной психологии": "Воля заключается в сосредоточении своего внимания на том, что отвлекает от мысли о смерти, о ранении, обо всём, что парализует храбрость. Воля заставляет думать о своей обязанности - целить, стрелять, идти вперёд, окапываться, занимает ум и рассеивает мысли. Воля заставляет начальника сосредоточить своё внимание на своём боевом участке, командовать, управлять, ободрять ослабевших духом. Воля заставляет высшего начальника думать о главном, отметая мелочи, стремиться к победе, минуя препятствиями. Чем выше военное образование начальника, чем больше он понимает обстановку, тем яснее работают его мысли и тем легче ему направить их к победе. В этом великое значение воли, её развития в себе, ибо воля родит храбрость. Волевой человек легче будет храбрым".

 

Человек боится того, чего не знает, к чему не готов. Поэтому обучение является важным элементом психологической подготовки бойца. Согласно Л.С. Выготскому, к возникновению аффекта (ажитации или ступора) предрасполагает остроконфликтная ситуация, в которой человек для спасения своей жизни должен действовать, но в тоже время он не знает, как действовать. Л.С.Выготский приводит пример с двумя путниками, один из которых, зная об опасности на дороге, заранее готовится, вооружается. Он может волноваться в пути, но при встрече с опасной ситуацией у него не возникает состояния аффекта, так как он готов к адекватному реагированию. Совершенно иначе ведёт себя второй путник, не знающий об опасности. При нападении у него может возникнуть состояние аффекта, так как он не готов адекватно действовать в этой ситуации. Как видим одной из причин развития аффекта, является неподготовленность к действиям в непредвиденных ситуациях.

 

На большое значение знания техники, отработки навыков действий во время особых случаев полёта указывали многие космонавты. Отвечая на вопрос, как сказывается на психологическом состоянии космонавтов, на их работоспособности опасность полёта, В.И. Севастьянов заявил: "Мы знаем об опасностях, о них не следует забывать в полёте, но нужно иметь средства для предупреждения и отражения этих опасностей, нужно сохранять уверенность в эффективности этих средств и уверенность в себе".

 

Поэтому необходимо учить, и делать это, опираясь на принцип обучения и воспитания в условиях, максимально приближённым к боевым, позволяющих моделировать различные экстремальные ситуации и формировать у воинов адекватные действия. Полученные знания, навыки и умения проверять и закреплять на практике.

 

Подготовка на сознательном уровне может дать многое, но не всё. Очень трудно в обыденном режиме работы психики преодолевается страх смерти, ещё сложнее получить доступ к резервным возможностям организма. Всё это достигается при переводе организма и, соответственно, психики в особые режимы работы, которыми являются: воодушевление, транс, плын, герц.

 

Никакие семинары и психотренинги не могут решить проблему психологической подготовки человека к бою. Они, конечно, дают полезные знания, но самое главное - это воспитание религиозности и высоких моральных качеств. Без изменения состояния сознания обойтись можно, а вот без любви к родине, без понятия о чести - нет. Второй важнейший момент - это грамотно построенная система подготовки. Человека надо учить тому, что ему может понадобиться в бою, и делать это в условиях, максимально приближённых к боевым. Воодушевление не поможет солдату, не умеющему пользоваться вверенной ему боевой техникой.

 

Ещё раз хочется обратить внимание на уникальность, древность и самобытность русской воинской традиции. Россия - это не Европа и не Азия. Максимальной эффективности при подготовке русского солдата, бойца можно достичь, только действуя по принципам и правилам традиционного боевого искусства. Каждому русскому, считающего себя воином, необходимо изучать и как можно лучше знать свою собственную воинскую культуру.

 

 

 



Сайт создан в системе uCoz