Спортивно — исторический клуб |
СИМ ПОБЕДИШИ
Этот материал для тех, кого русский рукопашный бой волнует не как способ убийства, а как один из лучших способов духовного совершенствования на пути воина.
Рукопашный бой — тяжелейший вид боя не только в плане обучения, но и в плане нагрузки на психику воина, на его душу. Если сравнить воина с клинком (такое отождествление в древности считалось самым верным), то душевные качества — это качество материала, из которого выкован клинок: хорошая сталь — превосходный клинок (кстати сказать, в древние времена такие клинки служили не одному поколению воинов — они передавались от отца сыну, от деда внуку и стоили целое состояние). Такой клинок отличается своей многоразовостью от клинка на 2-3 боя.
Воин-профессионал так же отличается своей многоразовостью от ополченца на 2-3 боя как хороший клинок от ширпотреба. И если не хочешь погибнуть в первом-втором бою, существует только два способа: или спрятаться, спасая свою шкуру, или вступить в бой и проявить свои душевные качества, проявить свой дух. Если проявлять нечего, результат очевиден.
Сейчас силу духа пытаются заменить различными техническими приспособлениями, начиная с электрошокеров и заканчивая боевыми лазерами (в глобальном масштабе). Но силу духа воинов не заменить ничем: сила духа — это тоже оружие. В союзе с разумом она может победить любого врага.
Источников Духа немного — Он один. Бог дает нам дух при рождении, человек — «дух, облеченный в телеса». По-современному говоря, человек — это дух, помещенный в биомашину (тело) для самообслуживания, для саморазвития. Смысл создания и сохранения человека Богом — самосовершенствование, совершенствование своего духа, и тем самым исполнение Его воли. Человек храним Богом только для исполнения Его воли — добровольно и сознательно. Подчеркну еще раз — добровольно и сознательно. Своевольничаешь, грешишь — страдай через наказание, исправляйся. Ранее, чтобы узнать человека (т.е. узнать его душу, что за душой, его качества), устраивали ему поединок («не подерешься — не приживешься»), в котором человек невольно раскрывался как личность. Поэтому хороших бойцов и назначали на высокие должности — хорошим боец становился не потому, что руками-ногами мотать научился, а потому что дух свой кует и закаляет как сталь клинка в горниле.
Но. Есть и другой путь, «суррогатный», ложный. Лежит он через своеволие, через нанесение побоев, ран и убийств «в учебных целях» — т.е. путь через кровь по своему желанию, по «своему злому хотению», а не по воле Божией. Такие вояки полагают, что с каждым убийством, с каждой «победой» они становятся «сильнее». На самом деле они только больше черствеют душой и озлобляются, принимая злость и черствость за силу. При этом они начинают панически бояться смерти, не без оснований боясь расплаты, превращаются в убийц. Убийца и воин — не одно и то же. Есть старая сказка, как русский воин вынужден был играть с чертями, и они предложили ему поставить на кон душу. «Воину без души никак нельзя, — ответил тот. — Воин без души — убийца».
Воин (вой, храбр по-старорусски и старославянски) — человек, знающий воинское ремесло, готовый защитить ближних и знающий как сохранить душу, в том числе и во время битвы. Поэтому и разошлись в свое время понятия «воин» и «солдат» («солдат» слово иноземное, обозначает наемничество — «солдат» от слова «сольдо» — итальянской монеты; «солдат» — «получающий сольдо»: кто заплатит, тому и служит, убивает за деньги; слово «солдат» пришло к нам в петровские времена вместе с иноземным «просвещением»). «Воин» («вой», «храбр»)- от действия: «воевать», «война». Кстати сказать, в недалеком прошлом различали храбрость, смелость и отвагу как разные качества (диковинка для современности, правда?).
«В учебном бою можно показать силу, смелость, ловкость, но доблесть — только в настоящей битве, не на жизнь, а на смерть». Доблесть — лучшие качества человеческой души: «мудрость, благоразумие, добродетель, мужество, непоступность к пороку, непоколебимость духа в бедах, великодушие, правоту и тому подобные в человеке свойства» (из славянорусского корнеслова А.С.Шишкова).
Рассмотрим подробнее, что значит «воинское ремесло», «готов защитить», «сохранить душу». 1. Воинское ремесло — это умение как можно быстрее и с наименьшей затратой сил и средств вывести противника (врага) из боя: заставить сдаться, нанести увечье (покалечить) или убить особо упорного любым доступным способом (оружием, голыми руками, подручными предметами, внесением дезинформации и др.) активными действиями, желательно оставшись самому в живых. Противник — противящийся вам. Враг — причиняющий вред. 2. Готов защитить — готов пожертвовать своим временем, здоровьем, жизнью за ближних, за семью, за народ. «НЕТ БОЛЬШЕ ТОЙ ЛЮБВИ, КАК ЕСЛИ КТО ПОЛОЖИТ ДУШУ СВОЮ ЗА ДРУЗЕЙ СВОИХ». «Защитить» — «покрыть щитом». В нашем случае — готов закрыть собой, стать живым щитом между врагом и своими близкими. 3. Сохранить душу — пролить кровь человеческую, убить, пусть и врага, является тяжким грехом. Любой грех нуждается в очищении от него.
Верующий воин, вернувшись с войны, первым делом шел к священнику на исповедь, подробно исповедовал свои военные деяния. Священник, если усматривал какие-то грехи, накладывал епитимию — духовное лечение. У каждого оно было свое.
Но и на войне верующие воины соблюдали посты, иногда держали посты перед какими-то очень важными событиями, битвами, или после них. Перед Бородинской битвой все русское войско три дня усиленно молилось и постилось, а перед боем воины оделись во все чистое и просили друг у друга прощения, т.к. готовились к смерти и могли больше никогда не увидеться. Любая пролитая кровь нуждалась в очищении ее пролившего. Поэтому после битвы воины усиленно молились и постились.
ЛУЧШИМ ДУХОВНЫМ ОРУЖИЕМ ЯВЛЯЕТСЯ ЧИСТОТА, БЕЗГРЕШНОСТЬ, ПРАВЕДНОСТЬ. ОНИ — ОСНОВА ДОБЛЕСТИ В БОЮ.
По материалам сайта: http://www.cmekalka.orthodoxy.ru/ |